Как оценить психологический комфорт в группе в начале учебного года
13.09.2023 в нашей дошкольной образовательной организации прошел семинар-практикум для педагогов по теме «Как оценить психологический комфорт в группе в начале учебного года».
Цель семинара: научить педагогов оценивать психологический комфорт и эмоциональное благополучие детей в группах.
В теоретической части семинара педагог-психолог Ларина Елена Анатольевна напомнила педагогам о возможных последствиях психологического дискомфорта для ребенка и о важности роли воспитателя в сохранении эмоционального, то есть психического, психологического, здоровья детей.
Участники обсудили, как разные стили педагогического общения влияют на психологический климат в группе. Каковы положительные и отрицательные стороны каждого стиля общения? Как сочетать стили педагогического общения, чтобы получить желаемый результат в той или иной ситуации?
Далее Елена Анатольевна ознакомила педагогов с методиками оценки психологического комфорта и эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада, такими как:
- рисунок «Я в своей группе детского сада» (тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада);
- цветовая диагностика «Домики» (разработала О.А. Орехова с опорой на «Цветовой тест отношений» А.М. Эткинда) ;
- тест на эмоциональное отношение (М.Ю. Стожарова);
- анализ «Атмосфера в моей группе» (С.В. Терпигорьева);
- социометрия – Диагностическая методика «Секрет» («Подарок») (разработала Т.А. Репина, модифицировала Т.В. Антонова).
В практической части Елена Анатольевна провела несколько тренингов:
- Упражнение «Разогревки-самооценки», которое помогло снять напряжение и усталость, создать атмосферу психологического и коммуникативного комфорта, пробудить интерес к коллегам по работе.
- Беседа «Польза и вред эмоций», где педагоги рассмотрели, какую пользу или какой вред приносят человеку основные эмоции. Обсудили мнение участников семинара. Использовали списки с названиями эмоций.
- Упражнение «Сколько во мне людей?» «Когда встречаются два человека, на встрече присутствуют шестеро: каждый из двоих, каким он (она) видит себя, каждый из двоих, каким его (ее) видят другие, и каждый из двоих, какими они являются на самом деле». Как самосознание человека связано с отношениями с родителями, друзьями, коллегами по работе?
- Матрица «Окно Джогарри», где участники семинара заполнили матрицу «Окно Джогарри», выражая личностно-значимые мысли и чувства и получили обратную связь.
Итоги семинара Елена Анатольевна подвела с использованием рисуночного теста "Домик для эльфа", который помог педагогам оценить свое отношение к окружающему миру.
Надеемся данный опыт будет полезным для всех участников семинара.